ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. САМОЗАЩИТА: ЧЕМУ И КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА!

Впереди длинное, интересное и насыщенное лето, еще и очень важное для нашего города. Ведь впереди ЭКСПО 2017. Готов ли ваш ребенок к безопасным каникулам? Знает ли он что делать, если к нему подойдет незнакомец и попытается увести его, схватит за руку?

Знает ли он, как уберечься от угроз в интернете, что делать, если он столкнулся с любой из форм кибербуллинга?

Мы начинаем серию статьей, как подготовить ваших детей к безопасным каникулам. В этой статье поговорим о безопасности на улице. Дети должны знать правила поведения с незнакомыми людьми, в случае если тебя удерживают или потерялся, если есть угроза безопасности, знать, как поступить при толпе, давке или землетрясении.
Для начала немного полезной теории.

Детей похищают в двух случаях.
1)С целью выкупа — тут похитители выходят на связь сами.
2)Люди с психическими заболеваниями. Они забирают ребенка для себя, например, чтобы ребенок стал их ребенком или педофилы.

Во всех случаях дети всегда уходят сами, потому, что доверяют взрослым, теряются под их авторитетом или, что чаще всего, от растерянности и неловкости, непонимания, что делать.

Помимо этого, мошенники используют 4 вида уловок, не все их которых знакомы детям: 1)Поощрительные – предложение сняться в рекламе, поучаствовать в конкурсе, получить что-то в подарок, заработать легко и быстро и т.п.2)

2)Вопросительные – просьба подсказать дорогу, показать, проводить, анкетирование, различные вопросы о себе и т.п.

3)Порицательные (чаще применяются для подростков) – отчитывание, обвинения, угрозы, завязывание чувство вины и стыда (например, «Мальчик, ты поцарапал мою машину, пойдем - разберемся!» Или «Ты избил моего ребенка. Если не ты, то пойдем - докажешь. Там есть свидетели!») и т.п.

4)Исполнительные – изложение просьбы (забрать со школы, проводить, подвести) якобы по поручению учителей или родителей т.п.

Бесконечные повторы «никуда не ходи с посторонним», «будь внимательной, если за тобой идет кто-то подозрительный», «не открывай дверь», «не заходи в лифт» и другие наши обычные родительские наставления не только не эффективны, но и вредны.

Тренера школы безопасности «Стоп угроза» после 3 лет каждодневной работы с группами детей всех возрастов наблюдают одну и ту же картину, при этом не зависимо от города проведения тренингов:

  • 9 из 10 детей 7-9 лет не знают наизусть номера телефонов родителей. Подумайте, что может произойти, если ваш ребенок останется на улице без своего мобильного телефона, как он с вами свяжется?
  • 19 из 20 детей всех возрастов проводят вежливую тётю до ближайшего магазина, школы, остановки автобуса, помогут пожилому дяденьке донести до машины пакет, щенка, котенка, портфель, сумку. В некоторых классах руки поднимают все без исключения.
  • 19 из 20 первоклашек-второклашек и примерно половина детей 10-14-летнего возраста уверены, что без труда узнают на улице преступника (в черной или полосатой одежде, жутковатый, прячется, странно смотрит, идёт с большой сумкой, ведет себя необычно, хитро улыбается, заманивает конфетой, похожий на бомжа или на уголовника). И только увидев вот такого человека, они настораживаются и будут внимательны. Остальным всем они доверяют.

Минимум половина детей побежит в случае опасности в подъезд, во двор, в кусты, куда-то «где можно спрятаться».

Все дети считают, что они могут доверять «знакомым взрослым», в том числе соседям, родителям друзей, продавцам из соседнего магазина, — всем людям, кого они уже когда-то видели.

  • 19 из 20 детей стопроцентно пойдут куда-то с любым человеком, который назовет их по имени.
  • 19 из 20 детей всех возрастов постесняются громко закричать «Помогите! Я не знаю этого человека!» если кто-то возьмет их за руку и куда-то поведет.

Что делать и как обучить ребенка безопасному поведению на улице, не запугивая, так, чтобы ребёнок не боялся, но при этом, не допуская излишнею самоуверенности?

Вот несколько простых правил.
1.Разговоры в семье. Но не монологи и наставления, а вопросы и демонстрация. Используйте время, когда вы гуляете вместе с ребенком, смотрите кино или мультфильмы. «Как бы ты действовал, если бы… Куда бы ты побежал, если… Посмотри, кому из прохожих, как тебе кажется, можно доверять… Как ты думаешь, у кого лучше всего попросить помощи?» «Давай попробуем вместе: допустим, я – посторонний и звоню в дверь, а ты один дома… Давай я покажу, теперь ты как бы звонишь в дверь, а я – это ты».

Исключите из разговоров с детьми о возможной опасности слово «подозрительный». Настоящий преступник, который может увести вашего ребенка – НЕ подозрителен. Это вежливый, улыбающийся, прилично одетый человек, это миловидная женщина или аккуратный старичок. Расскажите вашим детям, что «подозрительные» преступники существуют только в кино и криминальных новостях по телевизору.

2.Круг доверия. Как можно раньше начните разграничивать взрослых на знакомых и посторонних, своих и чужих. Ребенок должен доверять только членам семьи и учителям, возможно, няне и водителю или близкому другу семьи. И больше никому. Все остальные – посторонние люди, которые не должны подходить к вашему ребенку ни с угощением, ни за помощью, ни просто поболтать. И пока вы не расскажете об этом своим детям сто раз, пока вы не научите их автоматически отвечать ЛЮБОМУ человеку «Я вас не знаю, я не буду с вами разговаривать», вы не можете быть уверены абсолютно ни в чем. Они так и будут считать, что преступник ходит в маске и с пистолетом.

3.Тренировки. Чем больше внимания привлечет ребенок в случае угрозы – тем лучше. Очень многие дети не могут громко закричать ни в помещении, ни на улице. Поэтому вместе с детьми покричите на улице. Внезапно побегите. Покажите пример свободного поведения. В крупном торговом центре пусть ребенок отойдет от вас метров на 50 метров и резко побежит к вам. Ведите детей на тренинги, пусть группа сделает свое дело. Ребенок должен не бояться «выглядеть как дурак», привлекать внимание. Объясните ему, что важнее его жизни и здоровья нет ничего на свете. И минутное внимание окружающих, когда ребенка схватит незнакомый или попытается увести – жизненно важно!

4.Дружить и слушать. Никаких оценок, особенно с подростками. Если вам ребенок хочет что-то рассказать – бросайте все и слушайте. Играйте вместе в его любимые компьютерные игры, слушайте музыку, смотрите любимых видеоблогеров. Соблюдайте баланс запретов и разрешений.

В Астане центр детской безопасности «Ангел Астана» проводит тренинг «Защита от похитителя» для детей от 5 до 12 лет и «Защита от неприятностей» от 13 и до 17 лет, семинар для родителей, где вам все подробно расскажут и покажут.

Детям же тренинг нужен для того, чтобы сделать знание умением, всё просто. Чтобы в ситуации, когда на улице подходит посторонний, ребёнок не слушал его, развесив уши, а чётко отмечал расстояние безопасности, сразу (в первые две секунды) осмотрелся по сторонам, сразу же (через пять секунд) ответил уверенным голосом «Я вас не знаю. Я не буду с вами разговаривать. Если вы сейчас же не уйдёте, я закричу» и дальше по плану – по очень чёткому плану – потому что именно первая минута, по сути, и является решающей.

Преступник отступит почти со стопроцентной вероятностью, если попадёт в ситуацию, когда ребёнок совершенно не ведётся на уловки и занимает агрессивно-оборонительную позицию. И этому проще научить на групповых занятиях или на индивидуальном занятии со специалистом, потому что такой тренинг запоминается гораздо подробнее и оседает в памяти чётким алгоритмом.