Что нужно знать и уметь ребенку, чтобы предотвратить опасность и правильно реагировать в случае угрозы

Курсивом мы выделили те пункты, которые мы с вами (родители и тренеры по детской безопасности) можем развить в ребенке с помощью обычного общения, доверительных разговоров и практических занятий на тренинге.
Жирным шрифтом выделены те пункты, которым не научить ребенка за три часа. Поэтому именно этим моментам мы уделяем на тренингах особое внимание. Такие качества, как уверенность в себе, умение говорить «нет», умение не поддаваться на провокации из серии «тебе слабо», умение отстаивать свое мнение, искреннее понимание того, что с некоторыми враждебными проявлениями окружающего мира каждый из нас способен бороться самостоятельно, — появляются и укрепляются не сразу.
На тренинге мы уделяем внимание именно самостоятельности и инициативе, практическим упражнениям и обсуждениям, а не перечислениям возможных опасностей (с этим прекрасно справятся и родители). И мы видим на практике – кому из детей легко, допустим, прервать взрослого, крикнуть, уверенно отказать, а кому – сложно даже просто показаться невежливым или не послушаться.
Поэтому после занятия мы можем проконсультировать родителей – на что им нужно обратить особое внимание, как правильно поощрять, закреплять, усиливать те черты характера, которые компенсируют слабые стороны. Кому-то из детей могут отлично помочь секции боевых искусств или занятия по актерскому мастерству, кому-то пойдут на пользу несколько встреч с психологом, кому-то помогут тренинги личностного роста или летние детские лагеря.
Мы уверены: несмотря на то, что мы не можем все предусмотреть, от всего защититься, мы можем совместными усилиями сделать очень многое и вырастить детей в безопасности даже в наше непростое время.

1. Иметь представление о добре и зле, о плохих и хороших людях, о своих и чужих.
2. Разделять свое поведение по отношению к хорошо знакомым людям и к посторонним, иметь разное отношение к этим двум категориям людей.
3. Представлять, какого рода опасность может исходить от посторонних людей.
4. Понимать важность доверия по отношению к своим близким, уметь рассказывать о своих переживаниях и подозрениях.
5. Чувствовать уверенность в своих силах, в своей способности оказать сопротивление – моральное и физическое.
6. Уметь правильно оценивать окружающую среду и ситуацию в контексте опасно-безопасно.
7. Твердо знать, что любой посторонний человек, обратившийся к ребенку на улице, в подъезде, позвонивший в дверь или по телефону – может быть потенциально опасен.
8. Уметь прервать разговор с любым человеком.
9. Уметь уверенно отказать, закричать, позвать на помощь, агрессивно напасть на постороннего человека в случае, если тот не реагирует на отказ в продолжении разговора.
10. Иметь правильное представление о безопасных людях и безопасных местах на улице.
11. Понимать, что такое провоцирующее поведение.
12. Уметь в короткие сроки связаться с родителями или доверенными лицами, чтобы рассказать об опасности, даже в том случае, если ему удалось легко отпугнуть постороннего.
13. Уметь говорить «Нет».
14. Знать о том, что уловки злоумышленников могут быть самыми разными: поощрение, порицание, обещания, просьба о помощи, привлечение внимания с помощью домашних животных, угощений, предложений показать что-то или подарить что-то.
15. Уметь отказываться от любых подарков посторонних людей.
16. Не разглашать личную информацию о себе в интернете (школа, место жительства, адрес, имя-отчество родителей, состав семьи, материальное положение, информация о внешкольных занятиях в секциях и на курсах, маршруты, по которым ходит ребенок, время, когда он идет откуда-то или куда-то, место работы родителей, домашние проблемы, личные фотографии)
17. Не соглашаться на личную встречу с незнакомым ребенком без предварительного обсуждения с родителями.
18. Не заходить с посторонними в подъезд, лифт, не открывать дверь квартиры, если на площадке посторонний.
19. Знать наизусть номера телефонов родителей, доверенных лиц, службы спасения, милиции, домашний адрес.
20. Уметь пользоваться SOS-смс и функцией голосовой почты.
21. Не открывать дверь посторонним, не продолжать разговор по телефону с незнакомым.
22. Не позволять посторонним людям прикасаться к себе и сразу же рассказывать родителям о любой попытке это сделать.
23. Знать о различных способах мошенничества в интернете и в реальной жизни.
24. Знать о ситуациях, в которых сопротивление и угрозы могут только навредить, понимать границы своих возможностей и иметь план посильных действий в тех случаях, когда невозможно убежать или позвать на помощь.
25. Если случилась беда, то нужно рассказывать об этом близким людям, обращаться за помощью, не замыкаться в себе, не скрывать, не бояться угроз или шантажа.